АКЦИЯ от www.R3.ru - хостинг сайтов 72р. в месяц. Домен в подарок!

По пути славы ...

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ

1696 Родился 5 марта в Венеции в семье купца Доменико Тьеполо.

1697 Отец художника умирает, оставив свою жену Орсетту, с шестью детьми на руках.

1710 Поступает учеником к венецианскому художнику Грегорио Ладзарини.

1717 Становится членом венецианской Гильдии живописцев.

1719 Женится на семнадцатилетней Сесилии Гварди, девушке из семьи художников.

1725 Заканчивает работу над своей первой фреской в Палаццо Санти.

1728 Пишет фрески во дворце в Удине для Даниэля Дольфина.

1730 Начинает работу в Милане над фресками для Палаццо Клеричи и Палаццо Дуньяни.

1732 Расписывает церковь Коллеони в Бергамо.

1734 Работает над серией аллегорических фресок для виллы графа Лочи близ Виченцы.

1745 Пишет большую потолочную фреску для церкви Санта-Мария ди Назарет.

1750 Уезжает в Германию, чтобы расписать дворец принца-епископа Вюрцбургского.

1756 Становится президентом Академии искусств, только что открытой в Венеции.

1757 Заканчивает роспись виллы Вальмарана близ Виченцы.

1760 Получает свой самый большой заказ - на роспись виллы Пизани в Стра, близ Падуи.

1762 Вместе со своими сыновьями Доменико и Лоренцо приезжает в Мадрид, чтобы работать над украшением королевского дворца.

1766 Завершает работу над росписью королевского дворца, однако не возвращается в Венецию, предпочитая оставаться в Испании.

1770 Скоропостижно умирает 27 марта в Мадриде.

Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Спустя восемь дней его крестили в городском кафедральным соборе. Считается, что свое имя будущий художник получил в честь крестного отца, венецианского аристократа Джованни Баттисты Дона. Семья Тьеполо тоже в свое время принадлежала к высшим кругам венецианского общества. К концу XVIII века, однако, былая слава семейства потускнела. Доменико Тьеполо, родитель Джованни. был всего-навсего зажиточным купцом.

Когда Джованни Баттисте исполнился год, Доменико скончался. Детей (у Джованни было еще пять сестер) воспитывала мать, Орсетта.

Акварель, изображающая топографию Венецианского залива, написана Антонио Джироламо Вестри в 1692 г., незадолго до рождения Тьеполо.

Интерес к живописи Тьеполо начал проявлять очень рано. В 1710 году он уже учится у венецианского художника Грсгорио Ладзарини. Ладзарини был внимательным и знающим наставником и, несомненно, многому научил юного Тьеполо.

В 1715 году Тьеполо получил свой первый официальный заказ, а в следующем году его картина имела большой успех на ежегодной художественной выставке, проводившейся в честь праздника святого Роха.

В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а в 1719 году женился на семнадцатилетней Сесилии Гварди, происходившей из семьи художников. У Джованни Баттисты и Сесилии родилось десять детей. Из них до зрелого возраста дожили четыре девочки и три мальчика. Двое из сыновей Тьеполо — Доменико и Лоренцо — пошли по стопам отца, а третий стал священником.

Тьеполо еще не было и тридцати лет, когда за ним утвердилась слава одного из лучших итальянских художников. Приблизительно в 1725 ГОДУ он создал свою первую потолочную фреску — в Палаццо Санти. В это же время Тьеполо получил крупный заказ от влиятельного аристократического семейства Дольфин. Художнику предложили написать фрески в принадлежавшем этой семье дворце, в небольшом городке Удине, расположенном приблизительно в 100 километрах к северо-востоку от Венеции.

После завершения (в 1728 году) этой работы у Тьеполо не стало отбоя от заказчиков. Успеху его способствовала длительная поездка по северной Италии, во время которой он успел поработать в Милане (1730—31 гг.), где написал фрески в Палаццо Клеричи и Палаццо Дуньяни. В 1732—33 годах Тьеполо выполнил настенные росписи для церкви Коллеони в Бергамо, а в 1734 году создал серию аллегорических фресок для графа Лочи на его вилле близ Виченцы. Слава оказалась воистину тяжким бременем для Тьеполо. В ноябре 1734 года он писал одному из своих заказчиков, что он трудится над фресками для графа Лочи «день и ночь, не переводя дыхания». Дела Тьеполо, однако, противоречили его словам — во время работы над этим заказом он успел написать несколько алтарных образов и целый ряд светских картин.

В 1736 году граф Карл Густав Тессин, шведский дипломат и меценат, предложил Тьеполо расписать королевский дворец в Стокгольме. Тессин был очарован Тьеполо. он назвал его «одухотворенным н обязательным" человеком. Но Тьеполо не захотел надолго покидать родину и от лестного предложения отказался.

В 1740 году художник начал работу над двумя большими полотнами «Сбор манны» и «Жертвоприношение Мельхиседека» для приходской церкви в Веролануова. Затем он создал потолочные фрески на сюжеты из жизни св. Доминика в церкви Санта-Мария дель Розарио и три большие картины с изображением Страстей Господних для церкви Сан-Альвизе.

Еще через пять лет Тьеполо пишет большую по птолочную фреску для церкви Санта-Марии ди Назарет. К сожалению, она была утрачена во время Первой мировой войны. В эти же годы Тьеполо расписал Палаццо Лабиа сценами из истории любви Антония и Клеопатры.

В 1750 году Тьеполо впервые покидает пределы Италии. Ему предстояло оформить резиденцию принца-епископа в немецком городе Вюрцбурге. Тьеполо провел в Германии целых три года, украсив за это время потолочными фресками «кайзерхолл» (салон) и лестничные пролеты дворца.

Возвратившись в Венецию, художник с головой ушел в работу над заказами, поступавшими ему от близлежащих церквей и частных лиц.

Среди прочих заказов следует отметить фрески, написанные художником для виллы Вальмарана близ Виченцы. которые искусствоведы считают лучшими произведениями Тьеполо.

В 1756 году, за год до окончания работы над этим заказом, Тьеполо избрали президентом только что открытой в Венеции Академии искусств.

В мае 1760 года Тьеполо получил свой самый крупный «домашний» заказ — ему предложили написать большую потолочную фреску на вилле Пизани в Стра, близ Падуи. Во время работы над этой фреской Тьеполо поступило предложение от короля Испании Карла III. Король желал, чтобы художник приехал в Мадрид и украсил своими росписями его дворец. Тьеполо написал ответное письмо, в котором говорилось:«Считаю себя обязанным немедленно откликнуться на зов Вашего Величества». И не удивительно — ведь «предложение» Карла звучало, как приказ.

Нужно помнить, что художник в это время был уже весьма пожилым человеком, и столь дальний переезд был тяжел для него. Поэтому он, как мог, оттягивал свой отъезд. Лишь в апреле 1762 года Тьеполо двинулся в путь. Вместе с ним в Испанию ехали его сыновья Доменико и Лоренцо (это не было внове для них — двенадцатью годами ранее они сопровождали отца в Вюрцбург).

В июне того же года художник и его сыновья прибыли в Мадрид. Тьеполо надеялся, что он пробудет здесь не более двух лет, но в действительности все оставшиеся восемь лет жизни он провел вдалеке о г родной Италии.

К 1766 году Тьеполо завершил работу над тремя потолочными фресками в королевском дворце. Они ничем не превосходили прежние фрески Тьеполо, однако их вид все же производит ошеломляющее впечатление —особенно, если учесть, что написавшему их художнику исполнилось уже семьдесят лет. Выполнив заказ Карла III, Тьеполо почему-то не стал возвращаться на родину и предпочел остаться в Испании. Причины этого поступка остаются неизвестными. В самые последние годы жизни художник успел написать еще серию из семи алтарных образов для церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе, городке, находящемся приблизительно в 30 милях к югу от Мадрида. Пафос и психологическая глубина. присущие этим картинам, говорят о том. что Тьеполо до самого конца сохранил творческую мощь и ясность мысли.

Первая потолочная фреска Тьеполо из Палаццо Санти. Здесь изображено множество мифологических фигур - Апполон, Беллерофонт, Орфей, Эвридика и Геркулес.

Работу для церкви Сан-Паскуаль Тьеполо завершил в 1769 году, но установлены его картины были лишь в мае 1770 года, уже после смерти художника. Более того, спустя несколько лет их сняли и заменили другими алтарными образами, написанными в более строгом (неоклассическом) стиле.

Этот случай порой считают свидетельством того, что в последние годы жизни былая слава художника померкла, однако это не так. Он оставался одним из ведущих художников своего времени, его талант по-прежнему очень любил король Карл III, соответственно относясь и к самому Тьеполо.

После смерти Тьеполо остались его наброски к новым картинам, которыми он по заказу короля должен был украсить церковь Сан-Ильдефонсо. но судьба не оставила ему времени на то. чтобы завершить и эту работу. Художник умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Прах его был с почестями погребен в мадридской церкви св. Мартина.

Церковь святого Мартина в Мадриде, где был похоронен Тьеполо.